Метанойа - перемена сознания.

Когда коснулся Ты души моей,
Сухой пустыни, не видавшей влаги,
Как много  нужно было мне отваги
Переступить порог иных дверей?

Когда наполнил душу Ты мою,
Сомнениями раненую птицу,
И возложил на голову десницу,
И благодать отмерил, как в Раю.

Тогда ещё по лезвию я шла,
Не в силах бытия разбить порядок,
Но Ты так близко был, и просто рядом.
Хотелось мне нетленного тепла.

Метано́йя (греч. μετάνοια, «перемена ума», «перемена мысли», «переосмысление») — термин, обозначающий перемену в восприятии фактов или явлений, обычно сопровождаемую сожалением; раскаяние (особенно в психологии и психотерапии). В религиозной (особенно раннехристианской) традиции имеет значение покаяния.

Прочитав значение этого слова,  встретившегося в святоотеческой литературе, я подумала, как же точно его определение. Каждый, пришедший в лоно Церкви,  согласится со мной. Этот нелёгкий процесс переосмысления своего бытия и принятия Христа в своё сердце напоминает ломку или какую-то тяжёлую болезнь, после которой смотришь на мир совсем другими глазами. Глазами, полными надежды и любви, радости и покаяния. Словно выбираешься из какой-то скорлупы, окружавшей тебя много лет. Словно рождаешься заново для вечной жизни. Так случилось и с моим братом.

Когда человек приходит к Богу? Большинство из нас приходят в скорбях. И мой брат не был исключением из правил. Крестившись в возрасте сорока с лишним лет в маленьком сельском храме, он ещё не задумывался о настоящей христианской жизни. Вроде бы возраст уже — нужно креститься на всякий случай. Но Господь призрел на него и не оставил по моим горячим молитвам. Говорят, что в скорбях мы ближе становимся к Богу. И это он почувствовал на себе. Брат мой остался без семьи, без жилья и в полном упадке и унынии перебрался жить к нам с мамой. Нужно было что-то делать, ибо душевное его состояние очень беспокоило меня.
              Как раз подходил срок   паломнической поездки в Белогорье Пермской области,  в Свято — Николаевский мужской монастырь. В эту поездку я приглашала с собой дочь одной приятельницы. Девочка страдает заболеваниями суставов, и не так давно наступило улучшение. Хотелось, чтоб она поблагодарила Бога за такое облегчение. Но, к моему большому сожалению, родители не отпустили девочку, посчитав это совсем ненужным для неё делом. Тут я поняла, что пути Господни неисповедимы, и Он приходит к тому, кто открывает своё сердце. И мой брат, хотя я ему и не предлагала, сам попросил взять его с собой. Какая радость была у меня на душе! Это  как раз то, что нужно для него.

Пермь

Выехали мы вечером на паломническом автобусе от Свято-Симеоновского храма — главного храма Челябинской области. Надо сказать, что автобус у паломнического центра прекрасный, новый, белый, как снег, и очень удобный. Наша старшая группы, Татиана, как всегда приветливо встретила нас и кратко рассказала историю Перми, Белогорского монастыря и других достопримечательностей, которые мы собирались посетить. В группе нашей было 27 человек. В основном это  пожилые женщины, не раз побывавшие в таких поездках. Они делились своими  прошлыми впечатлениями, рассказывали о других интересных местах, советовали, куда поехать. Но среди них в автобусе находились и несколько молодых людей и девушек. Совсем юные, они уже осмысленно отправлялись в монастырь, что сильно удивило моего брата. Ведь многие думают, что христианство – это для бабушек! «Вот выйду на пенсию, тогда буду ходить в церковь и читать Библию!» — обычно говорят такие люди. Так и брат думал до недавнего времени, но Господь управил всё по-Своему.

Настало время вечерней молитвы. Её паломники обычно читают соборно, то есть все вместе, прямо в автобусе. Брат мой, не понимая смысла происходящего, заснул, а у меня в это время внутри всё ликовало от предвкушения встречи со святыней. Помолившись, почитав акафист св. Николаю чудотворцу, мы ещё долго не могли угомониться. Народ в автобусе не спал. Я смотрела в окно. Знакомые голые бесснежные пейзажи пару часов проносились передо мной. Кончилась Челябинская область и началась Свердловская. Но снега особо видно не было. В этом году снег не спешил  к нам, и город погружался в темноту с закатом солнца. И лишь электрическое освещение кое-как поддерживало настроение.

Тем временем растительность по обочинам дороги становилась всё более строгой. Наконец я заснула чутким сном, но спустя некоторое время открыла глаза от того, что автобус остановился. Взглянув в окно, увидела прекрасную зимнюю сказку — большие снеговые  шапки накрывали высокие деревья и крыши домов. Десятиминутный привал освежил нас, набросав множество  мягких снежинок на плечи и головы. Вскоре,  разрумянившиеся и посвежевшие, паломники погрузились обратно на свои места и угомонились.

Ровно в шесть часов утра мы были в Перми. Первым делом заехали в женский монастырь на окраине города на утреннюю службу. Чувствовалось благодать намоленного места, где совершается Божественная Литургия. Можно стоять в недействующем грандиозном храме, пусть даже и очень красивом, но если там не проводят Евхаристию, он  воспринимается как  простой музей. Или можно находиться в маленькой церквушке, где причащаются Христовых Тайн, и чувствовать всю благодать этого места. Оттуда и уходить не хочется — так бы и сидела до самого вечера.
     Отстояв службу и купив брату молитвослов с пояснениями, мы поехали дальше.
    Следующим местом нашего посещения был Спасо-Преображенский кафедральный собор, в котором покоилась частица мощей святителя Митрофана Воронежского. Считается, что особенно святитель помогает по молитвам за детей. Как раз такие проблемы и пытался решить мой брат.  Господь словно вёл его за руку, точно говорил ему: «Встань и иди за Мной! Вот, что тебе нужно. Посмотри – есть другой мир и другая жизнь, дающая ответы на многие твои вопросы. Только иди за Мной».

Оказалось, что в Спасо-Преображенский храм мы приехали на час раньше открытия. Было время немного погулять по городу, полюбоваться на величественную красавицу Каму. На собор и Комсомольский (!) проспект, прямой лентой сбегающий вниз с возвышенности. Немного замерзнув, группа вернулась в храм. Нас гостеприимно пустили внутрь. Какие же хорошие люди, эти пермяки! Казалось бы, север, суровый характер, а везде нас принимали, как родных. Рассказали об истории храма и о святынях, находящихся в нём. Было время обойти всё, посмотреть, заказать требы. А после службы нас ждала трёхчасовая экскурсия по городу.
     Пермь  приятно удивила своей историей. Сколько монастырей и старинных церквей удалось им сохранить. Какое великолепие мы увидели! Какие исторические события здесь происходили!

Во время экскурсии я стала приглядываться к нашей группе. Каких разных людей объединила эта поездка! Вот молоденькая девочка лет восемнадцати. Скромно одета, в длинной юбке, в зимних огромных сапогах, которые показались мне на два размера больше. В Челябинске её провожала  к автобусу мама. Девочка была очень тихая, «набожная», как сказал о ней потом мой брат. Отсутствие косметики ещё больше подчёркивало её природную красоту. Он был приятно удивлён, увидев таких скромных девушек в группе.

Вторая же, в белом платке, просто излучала какой-то тёплый свет. Позже брат мне признался, что смотрел на неё и чувствовал покой и умиротворение в душе. Вот она, истинная красота русской женщины! Вот она, её внутренняя сила. Говорят, что дух творит форму, и она была явным тому подтверждением.

Третья девушка была чуть постарше остальных. Она всю дорогу плакала. Наверно, произошло что-то очень серьёзное, и необходима была духовная поддержка и окормление. Скорее из-за нервного напряжения, девушка постоянно замерзала. Её то отпаивали чаем, то давали тёплые вещи – варежки, шерстяную шаль. Но ничего не помогало.

Дальше моё внимание привлекла  супружеская пара, видимо, хорошо обеспеченные люди. Они всегда держались особняком. И молодой человек, лет тридцати, в красной куртке, прокручивал в голове какие-то свои мысли. И ещё я выделила очень колоритного старичка лет семидесяти. Про себя называла его «дедушкой». Дедушка неудачно упал, поскользнувшись на обледеневшей дорожке во время одной из остановок, и ударился головой, но стойко перенёс этот удар. Было жаль его. Остальную часть группы составляли женщины пенсионного возраста. Ну, и мы с братом.

Зима давала о себе знать. Я уже пожалела, что не надела тёплые сапоги и шапку. В тонких перчатках мои ладони совсем озябли. Все забрались в автобус греться, и тут мы во второй раз удивились  гостеприимству пермяков. Татиана в женском монастыре, располагавшемся рядом со стоянкой автобуса, решила попросить чая для замёрзшей плачущей девушки. И — о чудо — всю группу пригласили на чай!

Нас разместили в уютной трапезной, налили чая с вареньем и мёдом, угостили вкуснющими сушками. Сестры были с нами ласковы, словно встретили родных людей. Но времени поговорить с ними почти не было. Нас ожидал гид для завершения экскурсии. И мы, отогревшись телесно и душевно, попрощались и поехали дальше.

После окончания экскурсии оставалось два с половиной часа для отдыха во время дороги. От Перми до Белогорья нужно было ещё добираться. Кто-то спал, кто-то смотрел в окно, кто-то читал. Тайга сопровождала автобус суровым взглядом, трасса поднимала всё выше в горы. Снега становилось всё больше, и казалось, что тут он лежит круглый год. Началась небольшая пурга.

Белогорье

Свято-Николаевский монастырь встретил нас величественной мощью. Большой белый храм возвышался на самой вершине горы, был покрыт золочёными куполами.  И я с этой  высоты могла созерцать ковер из таёжных деревьев, запорошенный белым и пушистым снегом.
           Выйдя из автобуса, первым делом разместились на ночлег, а затем отправились в трапезную. Благо, было ещё немного времени до вечерней службы. Как люблю я службы в монастыре! Они длятся неспешно, с ощущением какой-то вселенской глубины, совершенно по-особенному. Ах, какая необъяснимая благодать нисходит на меня в эти часы!
       А какие исповеди бывают в монастырях! Можно поговорить со священником о волнующих тебя вопросах и получить духовную поддержку, и, притом, батюшка не торопится, беседует, вникает в каждую твою проблему.

И вот мой дорогой брат в первый раз пошёл на исповедь. Мне казалось, что я волнуюсь больше него. Он держал несколько исписанных листков в своих руках, лихорадочно перечитывая их, как будто хотел заучить наизусть. Тут потушили свет и написанные строчки вообще стали расплываться у него перед глазами. Мне даже показалось на какое-то время, что он запаниковал и уже хотел сбежать,  но, всё же пересилив себя, совладал со своим волнением. Наконец подошла  его очередь. Я напряжённо наблюдала за ним и батюшкой, молясь про себя Господу, чтоб простил ему все грехи, и исповедь прошла успешно. Ведь для человека очень важна первая его исповедь. От этого зависит весь дальнейший настрой его духовной жизни. И, наконец, благословенная епитрахиль накрыла его голову и была прочитана разрешительная молитва. Я выдохнула! Словно сама  исповедалась в первый раз. Уже потом, дома, брат сказал мне, что ощутил большое облегчение после этой  исповеди. Тело словно приобрело невесомость на какое-то время.

Передо мной в очереди стояла девушка, та, что постоянно плакала. Она то садилась на ступеньки, закутавшись в свою шерстяную шаль, то вновь вставала в очередь, нервно закручивая на тонкие пальцы кончики пояска, обхватывающего её хрупкую фигурку. На вопросы любопытствующих женщин, не случилось ли чего у неё, она односложно и сухо отвечала: «Случилось».  Тем самым давая понять, что рассказывать незнакомым людям о своей беде  не намерена. Мне оставалось только наблюдать за ней со стороны, так как понимала, что помочь ей даже советом не смогу.

Между тем к аналою вышел второй батюшка, и очередь разделилась на две части. Я обрадовалась, потому что стала уже волноваться, смогу ли я пройти исповедь сегодня? Хотелось завтра перед причастием быть в спокойном расположении духа и думать только о Таинстве Евхаристии. И мы вместе с девушкой в шали перешли в новую очередь.

Она долго разговаривала со священником и после окончания исповеди написала пару номеров телефонов на небольшой бумажке, отдала их батюшке. Так успокоившись, отошла в сторонку до окончания службы. На следующий день, уже после Причастия, мы видели её улыбку и совсем другое настроение.

Странник

Об этом человеке мне хотелось написать отдельно, потому что именно он перевернул все представления моего брата о мире и вообще о жизни, оставив глубокое впечатление в  сердце. Тут и случилась метанойя — перемена его души. Пока я была на исповеди, брат, устав от непривычного стояния на месте, вышел подышать на крыльцо храма. Как потом он мне говорил: «Как–будто какая-то сила вытолкнула наверх». Там он невзначай разговорился с одним молодым мужчиной, на вид лет тридцати, убиравшим снег с территории монастыря. Этот парень жил когда-то обычной жизнью, имел детей и жену. Веровал где-то в душе, но в церковь ходил как многие, поставить свечку. Имел хорошую работу, жильё. И тут жизнь его покатилась по наклонной: жена имела привычку выпивать, ну и он, чтобы не оставлять её одну, тоже стал выпивать за компанию. Потом втянулся, выгнали с работы. С женой развёлся.  Детей у него забрали и не давали видеться с ними. Нужно было что-то менять, и тут словно  щёлкнуло у него внутри. Он понял: нужно действовать, иначе придёт конец. Этот молодой человек дал себе зарок, что пройдет из Владивостока до Питера, от монастыря к монастырю, от церкви к церкви, и будет тратить только то, что заработал на еду. Такое у него было покаяние, вот такая работа Богу! Сердобольные прихожане  часто давали денег  ему на пропитание, но он все до копейки жертвовал на храм.
        Так и шёл, в одной лёгкой курточке, с небольшим вещмешком за плечами. Иногда удавалось остановить попутную машину и какой-нибудь простой русский душа-парень, проникшись к нему, подбрасывал до следующей остановки. Просто так, по-братски. Какую же веру и силу воли должен иметь человек, чтоб поняв, что погибает, встать с насиженного места и пойти вот так, один, по святым местам?

Источник

Наутро причастившись, напитавшись благодатью, радостные и бодрые, мы собирались к отъезду. Наша группа разделилась. Так как нужно было выехать в определённое время, и всего объять мы не успели, то нужно было выбрать: то ли идти на обед, то ли на святой источник. Но нам повезло — мы встретили своих давних знакомых из Челябинска. Как тесен мир! Надо было забраться за многие сотни километров, чтоб найти тут своих знакомых! Они приехали на машине и пригласили нас с братом отправиться обратно домой с ними, на что мы  с радостью согласились.
         Время теперь оказалось  достаточно, погода была как на заказ. Солнышко обсыпало своим искрами белоснежные просторы. Непроходимая тайга, охраняя округу, несла свою суровую службу. Спустившись по крутой заснеженной лесенке к купели, я невольно залюбовалась  первозданной природой. Честно сказать, мороз ввёл меня в сомнения, а брат мой, вдохновлённый подвигами нового знакомого, пошёл и один искупался, как положено, троекратно перекрестившись и окунувшись с головой. Набрав напоследок святой воды, мы отправились в трапезную.

Обратно летели с ветерком — дорога нам благоприятствовала. Так мы и ехали, причастники, с замечательным настроением, с новыми силами и новыми впечатлениями. Солнышко словно бежало нам в след. В голове рождались незатейливые строчки простого стиха:

Солнца диск бежит за мною,
Искры сыпет на ходу.

Мы теперь домой везём.
И желаем возрожденья
Всем Рождественским постом!

Брат сдерживал эмоции, покуда были в дороге. А может, он просто переваривал то количество информации и переживаний, свалившихся за два этих прекрасных дня на его голову? Я не стала лезть к нему в душу, и не спрашивала ни о чём. И только после того, как мы пришли домой, он взахлёб рассказывал маме обо всём произошедшем. Все эти люди, встретившиеся нам за два прекрасных дня, оставили глубокий след в сердце дорогого мне человека. Именно они показали искренность веры, показали, что вера жива. И мне вспомнились удивительные слова святого Серафима Саровского: «Спасайся сам и тысячи вокруг спасутся».

Позже, читая Евангелие, брат размышлял: «Почему  этого мы не знали раньше? Ведь вся мудрость жизни написана в этой Книге. Если бы мы ещё детьми изучили Писание и пришли к вере, то многих ошибок можно было избежать. И жизнь сложилась совсем иначе».